Меню

Как установить светодиодную ленту на скутер?

Многие владельцы скутеров хотят оснастить свой транспорт светодиодной подсветкой, но не знают, как правильно это сделать. Давайте посмотрим, как это можно реализовать на деле.

Что нам потребуется для установки светодиодной подсветки на скутер?

  • Светодиодная лента. На радиорынках её обычно продают катушками. Лента наматывается на «бабины», которые чем-то напоминают катушки с магнитной лентой для старых магнитофонов.

    Продают ленту, как правило, от 1-ого и более метра. Для LED-ленты белого свечения стоимость 1-ого метра невысока, но цена зависит от количества светодиодов на метр (например, 60LED, 120LED или 240LED), рабочего напряжения 12V или 24V, наличия водонепроницаемого покрытия (Waterproof) и класса защиты (IP65 и т. п.).

    Подобрать подходящую светодиодную ленту можно на Алиэкспресс. Там огромный выбор.

    Катушка светодиодной ленты

  • Выключатель. Можно применить рокерный «ON-OFF» (включено/выключено). Также подойдёт кнопка с фиксацией или тумблер.

    Тумблер и рокерный выключатель

  • Далее желательно найти где-нибудь плавкий предохранитель на ток срабатывания 500 мА или около того (обычный сетевой предохранитель на 220 вольт из радиоаппаратуры). Несмотря на то, что такой предохранитель рассчитан на напряжение 220 вольт, при замыкании в цепи подсветки он срабатывает на ура. Также подойдёт самовосстанавливающийся предохранитель. Подходящий можно найти на печатных платах от старой, бывшей в употреблении аппаратуры.

  • Соединительные провода. Несколько метров двухжильного медного провода. Он нам потребуется для соединения выключателя, предохранителя и светодиодной ленты.

  • Прямые руки . Куда без них.

Для начала надо определиться с тем, где мы хотим установить светодиодную подсветку. Выбираем и прикидываем, сколько по длине нам потребуется ленты.

При выборе светодиодной ленты стоит помнить следующее. Чем больше светодиодов установлено на метр ленты, тем сильнее она греется при работе. Лента со 120 светодиодами на метр даёт равномерную яркую засветку, но и греется она ощутимо. Как правило, такую ленту устанавливают в алюминиевый профиль, который является охлаждающим радиатором.

Поскольку конструкция скутера не предполагает монтаж алюминиевого профиля, то разумнее выбрать ленту с низкой плотностью светодиодов, обычно, это 60LED. Такая лента меньше нагревается в процессе работы, а прикрепить её можно и на пластиковые корпусные элементы скутера.

Так как скутер эксплуатируется при разных погодных условиях, то стоит выбрать ленту с водонепроницаемым покрытием из прозрачного герметика (waterproof). Это обеспечит её защиту от воды, влаги и конденсата.

Светодиодная лента 60LED (60 светодиодов на метр) состоит из сегментов длиной по 5 сантиметров соединённых вместе. На каждом отрезке устанавливается по 3 светодиода. Соединены они последовательно. Также последовательно с ними включен токоограничительный SMD-резистор. Сегменты соединяются друг с другом параллельно, образуя единую LED-ленту.

Сегмент светодиодной ленты

Если планируется установка светодиодной ленты в разных местах, то нарезаем нужные нам отрезки. Так как единичный сегмент по длине равен 5 сантиметрам, то длина отрезков будет кратна 5 см. (5, 10, 15, 20, 30 см. ...). Разрезается лента в местах электрического соединения двух сегментов. Далее к контактным площадкам (+12V и 12V) подпаиваем отрезки соединительного провода нужной длины.

Светодиодная лента белого свечения

Отрезки светодиодной ленты соединяем параллельно! Плюс («+») каждой отдельной ленточки (если их несколько) соединяем с плюсом другой светодиодной ленточки. Минусовые выводы («-») от ленточек также соединяем вместе. У нас получится несколько светодиодных ленточек соединённых параллельно. Вот рисунок, на котором наглядно показано, как это может выглядеть.

Схема LED-подсветки для скутера.

Схема соединений LED-подсветки
Схема соединений LED-подсветки для скутера.

На схеме LED-подсветки выключатель SA1 (кнопка с фиксацией или тумблер) нужен нам для того, чтобы мы могли включать и выключать подсветку тогда, когда нам вздумается.

Также не помешает плавкий предохранитель F1, который сработает в случае короткого замыкания в цепи LED-подсветки. Такое может случиться, например, в случае замыкания токоведущих проводников из-за их механического повреждения, попадания влаги или воды. Если предохранитель не ставить, то при нештатной ситуации «вылетит» центральный предохранитель, который находится в отсеке с аккумулятором.

Выключатель подсветки SA1 можно установить в паз, который придётся просверлить в пластмассовом корпусе скутера.

Далее плюс («+») и минус («-») LED-подсветки нужно подключить к электросети скутера.

Откуда будем брать напряжение питания для нашей светодиодной подсветки? Существует два способа подключения светодиодной ленты к электросети китайского скутера:

  • Одни предлагают подключать LED-подсветку к центральной фаре (габариту);

  • Другие же рекомендуют подключать светодиодную подсветку после реле-регулятора. В этом случае напряжение питания на ленту будет подаваться от аккумулятора даже, когда скутер заглушен. Когда же скутер заведён, то напряжение питания на подсветку будет поступать от двух источников: от генератора через реле-регулятор и от аккумулятора (ток будет складываться).

Как лучше? Давайте рассмотрим оба варианта.

Если вы знакомы с электрической схемой рядового китайского скутера, то наверняка знаете, что все электроприборы, такие как спидометр, звуковой сигнал, датчик уровня топлива, реле поворотов, питаются от регулятора напряжения скутера постоянным током. Напряжение на выходе реле-регулятора меняется в интервале от 13,5 до 14,8 вольт.

На мой взгляд, подключать светодиодную подсветку лучше к выходу реле-регулятора. В таком случае напряжение питания для светодиодной ленты мы получаем с аккумулятора. Даже если двигатель скутера заглушен, то мы сможем включить светодиодную подсветку на скутере. Это очень удобно.

Тут есть один момент, который нужно учесть. Поскольку LED-подсветка питается от аккумулятора, то при длительной работе заряд АКБ может снизиться, особенно, если он разряжен или имеет малую ёмкость в следствии длительной эксплуатации.

Несмотря на то, что LED-подсветка весьма экономна и не потребляет значительный ток, её длительная работа может "посадить" АКБ и завести скутер с кнопки не получится. Поэтому, при использовании LED-подсветки стоит помнить об этом, и при необходимости выключать её.

На электрической схеме показаны проводники, к которым нужно подключить LED-подсветку, собранную по уже показанному рисунку (см. схему соединений LED-подсветки).

Схема электрических соединений скутера
Электрическая схема скутера (подключение LED-подсветки).

Так как реле-регулятор и замок зажигания находятся в передней части скутера под центральным обтекателем, то провода от светодиодной ленты тянем туда.

Напряжение на LED-подсветку будет поступать при замкнутом положении замка зажигания. На схеме он под номером «12». В таком положении напряжение от аккумулятора подаётся в электроцепь скутера (замыкается красный провод, идущий от реле-регулятора и аккумулятора, и чёрный провод).

Плюс («+») ленты подключаем к чёрному проводу (см. схему), а минус («-») ленты нужно подключить к зелёному проводу. Он в электросети скутера является общим. В реальности электропроводка скутера под передним обтекателем выглядит примерно так.

Провода для подключения LED-подсветки на скутере

При подключении будьте внимательны, так как кроме зелёного и чёрного проводников есть ещё зелёно-белые и чёрно-белые.

Если внимательно посмотреть на схему, то можно увидеть, что звуковой сигнал («31») запитывается как раз от чёрного («+») и зелёного («-» или общий) провода через кнопку «25». Так как звуковой сигнал расположен в легкодоступном месте, то провода LED-подсветки легче всего подключить к проводам, идущим к звуковому сигналу. Единственное, что нужно учесть, так это то, что плюсовой провод светодиодной подсветки нужно подключить до кнопки включения звукового сигнала «25».

Есть мнение, что светодиодную подсветку лучше запитывать с центральной фары. Это не совсем хорошая идея. И вот почему.

Осветительная лампа (габарит) и лампы подсветки приборной панели питаются не от аккумулятора, а от генератора. Это хорошо видно из электрической схемы скутера. Зелёный провод – общий минус, а жёлтый – плюс питания осветительных ламп.

Напряжение, которое подаётся на центральную осветительную фару («16») переменное (пульсирующее) и составляет не более 12 вольт. Может быть и меньше, например, 10,5 вольт. Это когда скутер работает на холостом ходу. Так вот, напряжение на лампах ограничивается на уровне не более 12 вольт реле-регулятором.

Как уже говорилось, напряжение на центральную лампу подаётся пульсирующее, то есть если подать его на светодиодную ленту, то она будет светить неровно. Во-вторых, при заглушенном моторе скутера мы не сможем включить светодиодную подсветку, так как генератор не будет вырабатывать ток. Также стоит понимать, что через светодиодную ленту будет течь пульсирующий ток, и LED-подсветка будет светить не в полную яркость, так как светодиоды обладают односторонней проводимостью.

Поэтому подключать светодиодную ленту лучше (на мой взгляд) к выходу реле-регулятора. Вы спросите: «А как быть с напряжением 14,8V, которое на выходе регулятора? Светодиодная лента рассчитана на 12 вольт!». Да, это так, но как показала практика, всё работает. Если же вы сомневаетесь, что лента выдержит завышенное напряжение, то можно собрать простейшую схему стабилизатора на микросхеме LM317 и включить светодиодную подсветку после него. В таком случае, напряжение на ленте будет стабилизировано.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими статьями по теме:

ГлавнаяМастерская → Текущая страница

 

Copyright © Go-Radio.ru